Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин 21 декабря принял участие в съезде Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", сообщает пресс-служба премьера. ИА REGNUM приводит текст выступления Путина: "Мы Титова Бориса Юрьевича (председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия") наградили медалью Столыпина - я вот что хочу сказать по поводу 10-летия, - но это, как в таких случаях говорят, в его лице награда всему сообществу. Спасибо вам большое!
Вот теперь, когда контакт установлен, перейдём к конкретной работе. Должен сказать, что действительно и я, и коллеги мои постарались сделать сегодняшнее наше общение и моё выступление не проходным. Действительно, есть вещи, на которые и вы постоянно обращаете внимание и мы стараемся продвигать и решать. Прежде всего хочу ещё раз всех вас поздравить с 10-летием "Деловой России". Действительно, вы представляете тех, кто работает главным образом в производственном бизнесе, в несырьевом секторе, основанном не на природной ренте, а на инициативе, на управленческих стратегиях, на продвижении современных товаров и услуг. В "Деловую Россию", по имеющимся у меня справкам, входят 72 региональных и 43 отраслевых объединения. Это такая серьёзная, очень серьёзная организация!
"Деловая Россия" не только консолидировала значительную часть предпринимательского сообщества, но и является непосредственным участником всех наших реформ и преобразований, которые мы проводили за последние 10 лет. "Деловая Россия" инициировала меры по снятию административных барьеров на всех уровнях, продвигала содержательные поправки в корпоративное и деловое законодательство. Хочу поблагодарить вас за такое весомое, значительное партнёрство. Поэтому медаль Столыпина - не только юбилейная медаль в связи с вашим 10-летием. Это действительно заслуженное отношение наше к вашей организации, которая вместе с нами многие вопросы продвигала и, в общем-то, небезуспешно. Напомню, что одна из конкретных совершенно, очень острых проблем - это отмена числа часов использованной мощности. Инициатива прежде всего от вас исходила, такое решение, вы знаете, принято, я ещё об этом скажу.
Отмечу, что за эти годы существенно вырос авторитет "Деловой России". Это отражает практические результаты вашей деятельности и, конечно, растущую роль производственного бизнеса в отечественной экономике, собственно говоря, об этом сегодня и будем говорить. Я рад, что у нас с вами сложился конструктивный диалог, позволяющий выходить на конкретные решения, формулировать общие для бизнеса и всего общества задачи. Мы ставим перед собой задачу и цель - вновь раскрутить механизм экономического роста как минимум до 6%, а лучше до 6-7% в год, через пять лет войти в пятёрку крупнейших экономик мира, но не только за счёт того, что эти крупнейшие экономики мира будут падать, а за счёт того, что мы с вами будем подниматься. За предстоящие 10 лет в 1,5 раза нужно увеличить такой качественный показатель, как ВВП на душу населения, - подняться с сегодняшних 20,7 тыс. долларов (в долларовом эквиваленте будем говорить) к отметке в более чем 35 тыс. долларов на человека. По итогам 2011 рост ВВП в России должен составить 4,2%, а может, 4,5%.
Для нас очевидно - такие амбициозные задачи, которые мы перед собой ставим, можно решить только в рамках новой модели экономического роста, драйвером которой станет, должен стать не сырьевой комплекс, а мощный, высокотехнологичный, именно производственный бизнес, о чём Борис Юрьевич сейчас говорил. Чтобы изменить структуру нашей экономики, мы намерены строить новую экономику, модернизировать или вновь создать, и это тоже ваша инициатива, до 25 млн современных рабочих мест. Имеется в виду (ещё раз хочу подчеркнуть: это не эфемерная задача, это не значит, что 25 млн нам нужно вообще с нуля создать), модернизировать имеющиеся уже, а это задача вполне решаемая, я считаю. Об этом мы с вами говорили в рамках нашей прошлой встречи, я уже об этом упоминал на социальном бизнес-форуме в мае текущего года. Сегодня хотел бы от постановки целей перейти к определению направлений нашей совместной работы.
Главный вопрос - цена и источники создания этой новой экономики. По нашим расчётам, для её запуска уже к 2015 году необходимо довести уровень инвестиций в основной капитал практически до 25% ВВП, а затем и до 30% ВВП. В ближайшие три года в экономику страны должно быть вложено почти 43 трлн рублей. Чтобы оценить масштаб, могу сказать: это примерно равно объёму всего ВВП страны в прошлом году. Решаема эта задача или нет? Я думаю, что вполне решаема, потому что объём инвестиций в основной капитал, скажем, по итогам 2011 года вырастет на 6% и, таким образом, доля инвестиций в ВВП составит 20%. Ну а мы говорим: "увеличить до 25% и потом до 35%" - решаемая задача вполне, вполне решаемая. В 2012 году темпы прироста инвестиций в основной капитал тоже должны прирасти более чем 2,1 раза, это по расчётам Минэкономразвития.
Где можно найти всё-таки такие гигантские средства? Они очень большие. Наращивать дальше объём инвестиций только за счёт бюджета, только за счёт госсектора и только за счёт инфраструктурных монополий, конечно, мы не сможем. Разумная планка здесь практически достигнута, иначе мы рискуем ослабить макроэкономическую и бюджетную устойчивость. Ну понятно - да? - чем больше будем вкладывать из бюджета, тем меньше будет возможностей для решения других задач, в том числе и социального характера. Доля госсектора в общем объёме инвестиций сейчас составляет около 40% и из них бюджетные - 19,4%. Нужно также понимать, что рост бюджетных расходов влечёт за собой и повышение налоговой нагрузки. А откуда деньги-то взять? А неконтролируемое раздувание инвестпрограмм инфраструктурных монополий чревато увеличением тарифов и падением эффективности. Это тоже всем понятно: как только мы упираемся в то, что... допустим, РАО "РЖД" говорит нам: нужно строить то, нужно строить это. Если денег из бюджета не даём, тогда что? Рост тарифов - вот и всё. А это что? Это значит подавление экономического роста и развития. И, конечно, на это неконтролируемое раздувание и налогов (я ещё об этом поговорю), и тарифов инфраструктурных монополий (мне не хочется называть их естественными) мы, конечно, пойти не можем.
Кроме того, объективно ограничен и резерв притока иностранных инвестиций, я сейчас об этом скажу. Но и понятно почему. Там сжатие рынков происходит, мы же видим: по всей Европе, в еврозоне, да и в Штатах тоже. В Штатах, правда, получше сейчас немножко становится, слава Богу.
Да, Россия при всех проблемах - очень привлекательная для долгосрочного вложения средств страна. Мы много говорим о наших проблемах с точки зрения инвестклимата, о привлекательности или об отсутствии таковой. Но она привлекательная у нас страна. Привлекательная - это очевидный факт! И об этом говорят и зарубежные эксперты. По результатам исследования конференции ООН по торговле и развитию, проведенного в 2010 году, Россия входит в пятёрку стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций - наряду с Китаем, Индией, Бразилией и Соединёнными Штатами. Это данные ООН. В 2010 году по объёму прямых иностранных инвестиций Россия заняла восьмое место в мире. Но рынок глобальных капиталов, как я уже сказал, на наших глазах серьёзно сжался, и ситуация в Европе, в Штатах, в целом в мировой экономике, мягко говоря, далеко не идеальная.
Совершенно очевидно, что нам необходимо запустить наш собственный, внутренний инвестиционный мотор, поддержать именно производственный бизнес, создать такие условия, чтобы вкладываться в отечественную экономику и промышленность было выгодно. Если говорить о внешнем контуре, о макроэкономике, то мы будем и дальше делать всё необходимое для обеспечения стабильного курса рубля и низкой инфляции, что чрезвычайно важно для производственного бизнеса. Поддерживать будем жёсткую бюджетную дисциплину и гарантировать безусловную свободу движения капиталов. Кстати говоря, и вы тоже об этом знаете, инфляция по итогам года составит немногим более 6% - это исторический минимум. Я хочу обратить ваше внимание на то, что, скажем, в такой развитой рыночной экономике, как британская, в этом году намечается 5%. Понимаете, мы с вами вплотную приблизились уже вот к этой зоне. На 12 декабря накопленная инфляция составляет у нас 5,9%. Конечно, особо большие расходы бюджета в декабре наверняка её подтащат наверх - будет 6% с небольшим, 6,2%, может быть, 6,3%.
Следующий ключевой вопрос - это уровень налоговой нагрузки. Знаю, что тема горячая, и потому хотел бы остановиться на ней поподробнее. Наша фискальная система, как говорят в народе, заточена на пополнение бюджета. Собственно говоря, это во всех бюджетах, во всех странах так. При этом почти половина поступлений формируется за счёт нефтегазовых доходов. Тоже ничего нового вам здесь не сказал: 49,2% будет в этом году примерно. Кстати говоря, мы предполагаем, и это заложено в расчёты Правительства и при расчётах бюджета это учитывается. Что учитывается? Что объём нефтегазовых доходов в структуре доходов государства, Правительства будет снижаться. В 2014 году предусмотрено снижение данных показателей до 43,5%. Сейчас у нас 49,2%, а мы планируем и бюджет из этого рассчитываем: к 2014 году доля нефтегазовых доходов снизится с 49,2 до 43,5%.
Безусловно, такая ситуация, как сегодня, таит значительные риски для экономики, для выполнения наших социальных обязательств, и одна из задач новой экономики как раз и заключается в том, чтобы ликвидировать эти риски, изменить структуру национальной экономики. Для укрепления и наращивания промышленного потенциала страны налоговая система должна стимулировать инвестиции, прежде всего, конечно, в производственный сектор. У несырьевого бизнеса должно быть больше средств и резервов для развития.
Считаю, что нужно внимательно проанализировать ситуацию по конкретным отраслям, сделать расчёты, чтобы ликвидировать существующие сегодня значительные дифференциации налоговой нагрузки между секторами экономики. Подчеркну: это вовсе не означает, что всех нужно подстричь под одну гребёнку. Но и сейчас для меня самого, когда я готовился к нашей встрече, было неожиданным (с вами тоже поделюсь этой информацией)... Надо отметить, что налоговая нагрузка распространяется неравномерно, даже в производственном секторе, в производственных отраслях. Например, по виду деятельности: по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству - 11,3%, а по металлургии - 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов - 5%. Понятно: даже в рамках производственного сектора металлургия у нас явно выбивается в лидеры по минимальности налога.
В целом очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый манёвр. Нужна современная структура налоговой системы. Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост. Деньги и инвестиции всегда идут туда, где выгодно, где высокая норма прибыли. Сейчас это сырьевой сектор - очевидный факт. И мы палкой, с помощью правоохранительных органов, туда деньги не загоним, в другие секторы экономики. Мы должны развернуть эти потоки в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, это принципиальное условие создания и развития новой экономики в нашей стране, иначе мы рискуем и дальше сохранять ущербный характер экономики с преобладающим сырьевым сектором. Я прошу Минэкономразвития, Минфин совместно с другими ведомствами просчитать параметры такого манёвра и предложить конкретные шаги по перенастройке фискальной политики на решение задач индустриального развития страны. Это очень тонкая, важная задача, и здесь нужно действовать крайне аккуратно, потому что любой неверный шаг вызовет цепочку негативных последствий, но делать это, безусловно, нужно. В том числе нужно это делать и с учётом вступления России во Всемирную торговую организацию, а также перспективных интеграционных проектов - это единое экономическое пространство и Евразийский союз как следующий шаг.
Продвигая логику интеграции, мы создаём большой, ёмкий рынок, но важно, чтобы на этом рынке Россия была конкурентоспособна. Это касается и нашего бизнеса, и условий для его ведения - налоговых систем, административных процедур, качества самих государственных институтов. К сожалению, мы пока нашим партнёрам, даже по Таможенному союзу, по единому экономическому пространству, которое запускается у нас с января следующего года, к сожалению, пока проигрываем, в том числе, например, Казахстану. Я сейчас даже не хочу перечислять, в чём мы проигрываем, - неприятно, но факт: по налогу, уровню налогообложения, некоторым другим параметрам. И, безусловно, мы должны будем принимать какие-то решения, даже несмотря на то, что это будет вызывать какую-то тревогу со стороны Минфина по поводу наполнения бюджета. Но что делать? В этом и плюс интеграционных процессов, потому что российская экономика, фискальная система, наши административные процедуры должны быть конкурентоспособными даже в этом небольшом количестве участников интеграции - Россия, Белоруссия, Казахстан.
Я подчеркну: мы будем делать всё, чтобы могли развивать свои предприятия и завоёвывать новые рынки наши бизнесы, наши предприниматели. Но и бизнес должен понимать свою ответственность перед страной, не прятать деньги и активы в офшорах, я об этом говорил (вчера это было или позавчера, я уже сбился там с датами), когда обсуждали проблемы энергетики. И, конечно, недопустимо любыми средствами уходить от налогов.
Сегодня офшорное наследие становится реальной преградой для формирования нормального делового климата в стране, снижает уровень доверия к экономике нашей страны как со стороны нашего предпринимательского сообщества, так и со стороны наших иностранных партнёров и инвесторов. И здесь необходимы соответствующие корректировки на законодательном уровне. Я хочу сразу сказать, уважаемые дамы и господа: я не против офшоров вообще. Это нормальная в принципе, иногда экономически целесообразная форма ведения хозяйства, но когда у нас за офшором вообще ничего не видно, не видно конечного бенефициара совсем, нам невозможно даже принимать решения по некоторым ключевым вопросам. И инвесторы, в том числе иностранные инвесторы (мне стыдно об этом говорить, но приходится) мне прямо говорят: "Слушайте, мы бы пришли в эту отрасль, пришли бы в это предприятие, - мы даже не понимаем, кто конечный бенефициар, мы не пойдём туда". Слушайте, ну это избыточное, мягко говоря, избыточное применение офшорной практики!
И потом, нам нужно сюда заводить наши активы. Чего бояться-то? Нам нужно вместе с вами совершенствовать налоговую систему, я как раз об этом и говорил, и нужно вместе подумать. Мы не против, мы за - нужно вместе подумать о защите права собственности - это правда, я ещё об этом скажу, у меня и в тексте это есть, это точно. Мы же не собираемся делать это в одностороннем порядке, мы же с вами вместе работаем. И все законопроекты, которые в последнее время принимались, они не принимались без участия предпринимательского сообщества. Не принимались! Давайте вместе будем это делать. Но это нужно делать публично и прозрачно, понимаете? С тем, чтобы общество знало, какие решения в этой сфере принимаются и почему. И чтобы не было отторжения общественности и общества от того, что происходит в предпринимательской среде, чтобы людям было понятно и ясно, почему принимаются те или другие законы. Не для того чтобы кто-то карманы себе набил, а чтобы создавались новые рабочие места, чтобы это были высокотехнологичные рабочие места. И тогда нас люди будут с вами поддерживать, и тогда не нужно будет по "офшоркам" ничего прятать. Да, надо будет платить налоги. Слушайте, а вот сейчас там что в Лондоне происходит? Я когда-то говорил: замучаетесь пыль глотать, по судам будете ходить. Вот, пожалуйста, глотают уже там. Говорил же, предупреждал! А там ещё, вы же знаете, что такое судебная система в некоторых странах, Великобритании - они ещё там состригут столько, что мало не покажется, больше, чем наши налоги. Правда, посмотрите, какие там доходы судов. Правда-правда! Кстати, это существенная статья доходной части бюджета Великобритании - поступление в судебную систему. Там реально большие деньги снимают.
Каждый, кто делает бизнес в России, должен быть уверен в том, что право частной собственности, я уже об этом сказал, должно быть надёжно защищено. Давайте подумаем, если есть необходимость, над этим - над укреплением этого института. И конечно, продолжим укрепление и развитие судебной системы страны, включая создание эффективных механизмов разрешения корпоративных споров, пресечения рейдерских схем. До сих пор это нас беспокоит и вызывает серьёзные нарекания, справедливые нарекания бизнес-сообщества. Главное - в основе нашей налоговой, судебной системы, работы правоохранительных органов должны лежать справедливость и объективность. Вот что главное!
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! У нас в России много по-настоящему талантливых энергичных людей, способных создать эффективные, процветающие предприятия. Именно на таких людей мы намерены делать ставку. Убеждён, стране сегодня как никогда нужны экономическая свобода и предпринимательская активность. Нужно признать, у нас по-прежнему фактически существуют две экономики. Первая представляет собой сырьевой комплекс, инфраструктурные компании. Здесь природная рента, доступ к госфинансированию, возможности для долгосрочного планирования и при этом лишь 5,5% занятых в экономике. В этом секторе только 5,5% занятых! В секторе добычи полезных ископаемых занято около 1,5%, производства и распределения электроэнергии, газа, воды - около 4%. Всё! Все остальные работают в производственном секторе.
Вторая экономика - это несырьевой сектор, где в основном и сосредоточен малый и средний бизнес, который в наименьшей степени завязан на бюджет и госзаказ. Здесь основные рабочие места, потенциал для развития и диверсификации национальной экономической базы. Однако именно несырьевой сектор в полной мере сталкивается с такими барьерами, как неэффективность административных процедур, нехватка кредитных ресурсов, инфраструктурные ограничения, избыточное вмешательство контролирующих и проверяющих организаций. В интересах страны - ликвидировать эту несправедливость и эти перекосы, убрать всё то, что мешает становлению нашей новой экономики.
Я несколько слов скажу о кредитовании. Что сегодня получается? Средства для развития у среднего бизнеса явно недостаточны, банки выдают кредиты под высокий процент, а их размер ограничен залогом в виде активов заёмщика. Их стоимость невелика, особенно у только встающей на ноги компании, а системой госгарантий - опять же из-за высокой планки залогового обеспечения и громоздкой процедуры предоставления - предприятия воспользоваться, как правило, не могут, пользуются, во всяком случае, немногие. Необходимо создать реально, подчеркну - реально действующий механизм предоставления государственных гарантий, сделать их доступным инструментом для среднего бизнеса. Следует принять системное, не привязанное к конкретной отрасли решение.
И здесь, конечно, у нас есть определённые ограничения. Я понимаю Министерство финансов, понимаю Центральный банк, логика есть, безусловно, это не связано с кадровыми перестановками в Минфине, уверяю вас, это связано с системным подходом фискального ведомства - вообще все министерства финансов, по-моему, так себя ведут. Есть ограничения, но вопрос этот нужно тем не менее решать. Мы, конечно, не будем этого делать, как в так называемых развитых экономиках, где бездумно шлёпают банкноты и всё. Мы так не можем поступить просто в силу того, что у нас с вами не резервная валюта, мы просто не в состоянии это сделать. Может быть, и сделали бы, но не можем. Если будем делать - мы загубим экономику, но совершенно очевидно, что механизм госгарантий должен работать более эффективно и здесь нужны какие-то более смелые шаги.
Далее. Мы должны создать такие условия, чтобы успеха в бизнесе достичь мог не тот, у кого больше административный ресурс или шире личные связи, а тот, кто выпускает качественный, отвечающий мировым стандартам, действительно лучший на рынке продукт. Нужна более эффективная антимонопольная политика и продолжение линии на развитие реальной конкурентной среды. Соответствующая планка должна быть поставлена и перед компаниями с госучастием, в том числе когда речь идёт о выборе поставщиков. Ни для кого не секрет, что сегодня у каждой госкомпании существуют собственные, и при этом, к сожалению, часто довольно мутные и малопонятные требования к поставщикам оборудования, материалов, других продуктов и услуг. В результате госкомпании обрастают своими так называемыми карманными фирмочками и фирмами, поставляющими товар, произведённый зачастую даже по устаревшим технологиям, да ещё и по завышенным, явно не рыночным ценам. Кстати говоря, вы смеялись насчёт офшоров, а вот госкомпании (то, о чём я говорил в отношении электроэнергетики) пользуются этими инструментами: семейные фирмы вокруг себя создают и через офшор прогоняют вот эти деньги, полученные от вас. Но мы не можем сделать правило одно для вас, второе для них...- у нас должны быть единообразно понимаемые, универсальные правила работы. А страдает-то от этого, прежде всего, экономика, представленная в реальном секторе. Для того чтобы от этого уйти, чтобы с этой нетерпимой ситуацией последовательно бороться, мы, вы знаете, целый пакет поручений сформулировали, который на недавнем заседании Правительственной комиссии по энергетике был представлен. Детальное разбирательство с учётом правоохранительных органов, Росфинмониторинга, других ведомств будет проведено по всем стратегическим отраслям экономики. По всем. Мы начали с электроэнергетики. Я вам скажу честно, я даже не ожидал этого, просто не доходят даже такие вещи. Когда Министерство энергетики представило эти материалы, для меня стало понятно, что надо внимательно посмотреть и по другим отраслям, в том числе и по финансовым учреждениям, и мы это сделаем обязательно.
В то же время уже я слышу голоса по поводу того, что такие шаги якобы будут ухудшать инвестклимат, будут отпугивать бизнес. Думаю, что совсем наоборот. Ничего подобного. Убеждён, это позволит, наконец, честному предпринимателю, десяткам и сотням нормальных компаний вдохнуть полной грудью и с облегчением, потому что невозможно работать в условиях, когда всё связано между собой в этих госкомпаниях или компаниях с госучастием, когда все двери закрыты и на каждом шагу требуют откаты, а на тендерах обходят фирмы, у которых из всех активов за душой только один - влиятельное покровительство. Я прошу Минэкономразвития, Агентство стратегических инициатив разработать ясные и прозрачные механизмы заключения долгосрочных контрактов структур с госучастием с компаниями, представляющими реальный сектор экономики, в том числе и средний бизнес. Свои предложения прошу представить на ближайшем наблюдательном совете Агентства по стратегическим инициативам в начале будущего года.
Следующая острая тема - это подключение к энергосетям и получение энергии по обоснованным, доступным ценам. Вы знаете, мы в последнее время (я лично этим занимаюсь) занимаемся этим практически по всем направлениям: нужно навести порядок в сбытовом секторе. Все эти вопросы "Деловая Россия" ставила в ходе всех наших встреч. Собственно говоря, вы и были одним из инициаторов, кто подтолкнул Правительство и меня в том числе на то, чтобы обратить внимание на эту проблему. Но и, конечно, в поездках по стране... Действительно, куда ни приедешь, все только об этом и говорят.
Мы отменили, как вы знаете, штрафы за недобор электроэнергии. Теперь потребители при заключении соответствующих договоров с поставщиками электроэнергии будут платить по фактическим показателям счётчика. Такое понятие, как "число часов использования мощности" - так называемое ЧЧИМ, отменяется. Постановление Правительства уже принято 4 ноября текущего года.
Далее. Мы постарались снизить и стоимость технологического присоединения к энергомощности, хотя оно у нас до сих пор является несправедливым и запредельным. Это тоже очевидный факт, и это следующий шаг, который нам нужно предпринять, и, по моему мнению, и, по мнению иностранных наших коллег и экспертов. Безусловно, у нас, по расчётам Всемирного банка, например, стоимость подключения в России - одна из самых высоких в мире. Так, для объектов малой и средней мощности (до 100 кВт) сегодня введена рассрочка по оплате подключения к электрическим сетям - это то, что сделано уже. А с текущего года в плату за присоединение запрещается включать расходы на развитие уже существующей сети. Таким образом, потребитель должен оплачивать только издержки по строительству так называемой последней мили. Но на практике, к сожалению, многое выглядит иначе.
Я тоже попросил коллег посмотреть, что по регионам происходит сейчас, - даже после принятия решения картина, мягко говоря, не очень радостная: во многих регионах размер платы за технологическое присоединение не изменился, а в некоторых даже повысился. Таким образом, бизнес справедливо указывает на то, что проблема по-прежнему далека от решения. Вот по данным ФАС, в 33 субъектах Федерации размер платы за технологическое присоединение не изменился, повышение отмечено в 16 регионах, а снижение только в 26. Безусловно, здесь нужны энергичные действия и они будут предприняты. В четырёх субъектах Федерации - Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Якутия - инвестиционная составляющая до сих пор включается в плату за технологическое присоединение. Займёмся этим обязательно, прямо в ближайшее время.
Есть и встречные вопросы: энергетики жалуются, что потребители подчас заявляют мощность, а потом её не используют. Я думаю, здесь много всяких предложений, а вот то, что сразу в голову приходит, это следующее. Федеральная антимонопольная служба должна усилить контроль за правоприменительной практикой присоединения к технологическим сетям. Второе. Считаю, что Минэнерго совместно с другими министерствами и ведомствами должно ещё раз проанализировать текущую ситуацию, посмотреть, почему принятые решения не работают либо работают неэффективно, и вообще по каждому региону нужен анализ, что там происходит, нужно понять, какие дополнительные шаги следует сделать, чтобы подключение к энергосетям стало необременительным для предпринимателей, а также чтобы эффективно использовались мощности. Если необходимы изменения в нормативно-правовую базу, надо оперативно внести соответствующие изменения. И, кстати говоря, Борис Юрьевич, и от вас ждём этих предложений, пожалуйста, от вашей организации сформулируйте их. Подчеркну, все обозначенные вопросы надо снять в начале следующего года. Это вполне возможно, тем более что определённая работа уже проведена.
Ну вот чтобы с энергетикой закончить - часто ставился вопрос по газу. То же самое, вы знаете, мы приняли решение: небольшие потребители не будут платить за недобор, take-or-pay тоже отменяется, но я не мог не согласиться с "Газпромом" в том, что крупные потребители, крупные энергетические компании, крупные генерирующие мощности, станции, электростанции всё-таки должны планировать своё потребление, они могут это сделать, иначе у нас будет неразбериха в потреблении энергии, особенно это опасно в осенне-зимний период.
Одна из ключевых проблем для среднего бизнеса - это доступ к квалифицированным кадрам. Я считаю, что предприниматели должны активно включиться в работу по формированию профессиональных и образовательных стандартов в нашей стране, делать это в тесном контакте с учебными заведениями, учреждениями и региональными и муниципальными властями. Буквально послезавтра (23 декабря) мы проведём совещание, посвящённое подготовке рабочих кадров, и представители "Деловой России", а также ваши коллеги из РСПП, "Опоры России" в нём будут принимать участие. Рассчитываю, что мы выйдем на конкретные, системные решения. Хотелось бы и в этой части услышать от вас предложения.
И ещё одна тема, на которую также хотел бы обратить внимание. Для успешного строительства новой экономики необходимы не только системные, базовые условия для развития промышленности в России, но и формирование отдельных площадок, точек опережающего индустриального роста. Хотя и здесь тоже есть разные мнения. Говорят, нужно создавать просто общие условия хорошие, и этого будет достаточно для системного роста, без создания преференций по каким-то отдельным направлениям и отраслям. Но всё-таки практика многих стран мира показывает, что внимание к наиболее стратегическим направлениям, внимание со стороны государства часто себя оправдывает. Речь здесь идёт о создании мощных территориально-производственных комплексов, которые дадут импульс и должны, безусловно, дать импульс развитию целых регионов и отраслей экономики, откроют путь к формированию десятков тысяч новых рабочих мест, создадут стимулы для смежных отраслей. Сегодня, как мне известно, подписывается соглашение между "Деловой Россией", Минэкономразвития, Внешэкономбанком и Агентством стратегических инициатив о начале совместной работы по созданию таких промышленно-технологических кластеров. Здесь важно сформулировать чёткие критерии отбора и определить эффективные принципы и механизмы содействия таким комплексным проектам, увязать их с планами развития территорий, отдельных отраслей, опорной инфраструктуры, подтянуть возможности институтов развития, крупных банков, особых экономических зон, ведущих научно-образовательных центров. И, конечно, нужно грамотно выстроить систему стратегического управления промышленным развитием и созданием территориальных индустриальных кластеров.
Уважаемые коллеги! Мы уже немало сделали для того, чтобы снизить административное давление на представителей бизнеса, на бизнес вообще, устранили часть барьеров и преград. Введён уведомительный порядок регистрации по многим видам бизнеса, сокращено более чем на четверть количество проверок, упрощены таможенные процедуры и процедуры в строительной отрасли. Но по многим критериям инвестклимата мы по-прежнему серьёзно уступаем развитым рыночным экономикам, а по некоторым находимся, безусловно, в хвосте глобальных рейтингов - и я к ним отношусь очень скептически, но всё-таки они часто отражают реалии. Чтобы нормально развиваться, нам уже недостаточно точечных решений, нужен кардинальный прорыв, я хочу это подчеркнуть: нам нужен с вами в целом кардинальный прорыв по всем составляющим национального инвестиционного климата. Вы знаете, что началось внедрение стандарта создания инвестклимата в регионах. Это совместная работа "Деловой России" и Агентства стратегических инициатив, которая позволит распространить опыт лучших регионов по поддержке бизнеса и, что немаловажно, по достоинству оценить работу региональных управленческих команд и их руководителей. Это действительно может иметь серьёзные практические последствия. В некоторых регионах, мы их знаем с вами, нет ничего - никакого газа, ни золота, ни металлов, а экономический рост очень значительный, я бы сказал: выдающийся просто.
Сегодня предлагаю сделать ещё один шаг - сформулировать и реализовать своего рода национальную предпринимательскую инициативу, цель которой - формирование в полном смысле конкурентоспособных условий для ведения бизнеса в регионах России, в России в целом. Вы хорошо знаете, что инвестиционный климат - это не абстрактное понятие, он складывается из вполне понятных и осязаемых вещей: это налоговая и судебная системы, уровень конкуренции и коррупционного давления на бизнес, качество административных процедур и внятная тарифная политика, доступ к инфраструктуре и кредитам, профессиональное образование и квалификация рабочей силы. И вот по всем этим направлениям нужно разработать и сделать всё для того, чтобы реализовать, конечно, так называемые дорожные карты, которые будут содержать конкретные, практические шаги, нацеленные на улучшение деловой среды. Если мы примем в региональном разрезе такие программы и будем их последовательно реализовывать, мы без всяких революций спокойно, но уверенно будем менять облик страны и наш инвестклимат. Считаю, что такую работу должно провести и Агентство стратегических инициатив, и "Деловая Россия" совместно, конечно, с правительственными структурами, прежде всего с Минэкономразвития, другими министерствами и ведомствами, ведущими предпринимательскими объединениями. Причём будет правильно наметить вполне чёткую цель - в ближайшие 10 лет войти в число ведущих стран мира с наилучшими условиями для ведения предпринимательской деятельности. Это непростая задача, очень непростая, потому что достаточно трудно искоренить и истребить коррупцию. Коррупция ведь - часть культуры, к сожалению, или отсутствие таковой. Нужно поменять менталитет чиновников. Можно что-то сломать, кинуть, взять, перенести, а менталитет изменить - самая сложная вещь. Сломать косность, инертность государственной машины - это требует времени и системных усилий. Во-первых, мы уже не раз доказывали, что можем добиваться решения самых серьёзных задач. Во-вторых, и на государственную службу, и в бизнес должны прийти, и уже сейчас приходят новые люди, люди нового поколения, которым тесно работать в старых рамках, стыдно играть по прежним правилам, которые реально хотят преобразовать страну. Это тоже фактор, который будет сказываться положительным образом, и мы должны это использовать. И, наконец, третье: если мы хотим, чтобы Россия была успешной и процветающей, у нас другого выбора нет, мы должны быть сильными и конкурентоспособными во всём.
Что хотел бы сказать в заключение? Мы считаем предпринимательское сообщество, предпринимателей нашими союзниками и партнёрами. Общая задача - изменить страну. Мы рассчитываем на тесное, открытое взаимодействие со всеми, кто готов вести честный бизнес в стране, и готовы вам помогать. Мы хотим, чтобы вы были успешными. Нам необходим и ваш опыт, ваше понимание реальных проблем. Убеждён, что представители среднего бизнеса должны шире привлекаться и к работе в исполнительных органах власти, и к законодательной власти. В этой связи отмечу, что через механизмы "Народного фронта" члены "Деловой России" и других предпринимательских объединений выбраны в Государственную Думу. Надеюсь, они там будут работать эффективно. Рассчитываю, что те из вас, кто уже пришёл или придёт в органы власти самых разных уровней, будет не личные интересы продвигать, отстаивать, а помогать менять деловой климат в стране, облик городов, посёлков, целых регионов страны. Вообще, люди, которые приходят во власть, приходят туда для того, чтобы помочь другим. Вы обладаете необходимым потенциалом, возможностями, амбициями, готовы к постоянному развитию, к расширению пространства для деятельности, приложения своих способностей и сил, движения вперёд. Уверен, вместе мы устраним любые барьеры и преграды на нашем пути, вместе добьёмся больших, хороших результатов и готовы, и решим самые сложные задачи. Спасибо вам большое за внимание.